Новости Экологии

10.03.24

Вступил в силу Закон о системе экологического мониторинга

С 1 марта 2024 г. вступил в силу закон о федеральной государственной информационной системе (ФГИС) состояния окружающей среды. Для информирования граждан в систему «Экомониторинг» будут поступать данные из информационных систем Росгидромета, Росводресурсов, Росприроднадзора, Рослесхоза, Роснедр и других источников. ФГИС позволит собирать, обрабатывать и анализировать эти сведения, а также прогнозировать на их основе состояние окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Заказчиком ФГИС «Экомониторинг» является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, оператором – Российский экологический оператор (РЭО). Система создается на платформе «ГосТех».
Глава Минприроды Александр Козлов рассказал, что система состояния окружающей среды содержит 16 подсистем. Мониторинг включает регулярные наблюдения за состоянием объектов, хранение, обработку, анализ и распространение полученной информации. «Например, о состоянии атмосферного воздуха, водных объектов, недр, озера Байкал, о местах размещения отходов», – отметил министр, слова которого приводятся на сайте Минприроды.
«Системой смогут пользоваться органы власти всех уровней, она призвана стать настоящим рабочим инструментом для них. Результатом должна стать всеобъемлющая оценка окружающей среды и прогнозирование изменений в ее состоянии для принятия наиболее эффективных решений и предотвращения вреда среде. Кроме того, полученная информация станет основной для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды», – заявлял ранее генеральный директор РЭО Денис Буцаев.

03.11.23

Утверждены новые технологические показатели НДТ для целлюлозно-бумажного производства

На официальном сайте правовой информации опубликован Приказ Минприроды России от 02.08.2023 N 479 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий целлюлозно-бумажного производства» (далее — Приказ Минприроды России от 02.08.2023 N 479).
Новость будет интересна хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по производству целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них.
Приказом Минприроды России от 02.08.2023 N 479:
— сокращен перечень технологических показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующих НДТ, при производстве сульфатной целлюлозы;
— полностью исключены технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующих НДТ, при производстве сульфитной целлюлозы и древесной массы.
В настоящее время, до вступления в силу Приказа Минприроды России от 02.08.2023 N 479, остается действующим Приказ Минприроды России от 27.08.2019 N 579 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона».
Напоминаем, что технологические показатели НДТ необходимы для установления технологических нормативов, которые в свою очередь нужны для получения комплексного экологического разрешения (далее — КЭР) (п.2 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Ознакомившись с Приказом Минприроды России от 02.08.2023 N 479, вы сможете подготовиться к планируемым изменениям по НДТ, что позволит вам сэкономить время при получении КЭР.

18.07.23

В первом чтении принят проект о штрафах за нарушения при ликвидации загрязнений на предприятиях

Госдума в первом чтении приняла законопроект, согласно вводится ответственность за нарушения требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации отдельных производственных объектов.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов. Также отмечается, что некоторые собственники промышленных предприятий не исполняют обязательства по реализации мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по восстановлению природной среды и мероприятий по рекультивации земель, используя процедуру банкротства, в результате чего объекты становятся «безхозяйными».
За непредоставление информации для включения в информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности для должностных лиц влечет наложение штрафа от 3 до 6 тысяч рублей, на предпринимателей без образования юридического лица от 50 до 70 тысяч рублей, на юридических лиц – от 70 до 150 тысяч рублей.
За нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации отдельных производственных объектов влечет наложение штрафа на должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей, на юридических – от 200 до 500 тысяч рублей.
За реализацию мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды с нарушением требования будет наказываться штрафом от 20 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, от 100 до 200 тысяч рублей – на юридических. Повторное нарушение повлечет штраф для должностных лиц в размере от 50 до 100 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет, а для юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей.

10.05.23

Вступили в силу и действуют изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Введено понятие вторичное сырье – продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
В случае признания побочных продуктов производства отходами плата за размещение отходов вносится по месту нахождения:
1) объекта размещения отходов, на котором размещены побочные продукты производства;
2) объекта, на котором осуществлялось складирование побочных продуктов производства.

11.04.23

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвердило новые правила разработки программы повышения экологической эффективности

На официальном сайте правовой информации опубликован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.12.2022 N 907 “Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности”.
Приказом Минприроды России от 23.12.2022 N 907:
Правилами обозначено, что программа повышения экологической эффективности (далее – Программа) разрабатывается хозяйствующими субъектами:
  • в случае невозможности соблюдения технологических нормативов, а также нормативов допустимых выбросов или сбросов высокотоксичных веществ;
  • в рамках подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения.
Кроме того, Правилами уточнены:
  • информация, которая должна содержатся в проекте Программы (необходимой составляющей являются данные о применении наилучших доступных технологий);
  • перечень обосновывающих материалов к Программе.
Ознакомиться с текстом Приказа Минприроды России от 23.12.2022 N 907 можно здесь

03.04.23

Правительство РФ внесло изменения в типовой договор, заключаемый при обращении с отходами I, II классов опасности
(постановление Правительства РФ от 24.03.2023 N 458 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2019 N 1363″)

– устанавливается срок действия постановления Правительства РФ от 24.10.2019 N 1363 – до 01.09.2029;
– внесены изменения в порядок расчета по договору. В частности, конкретизированы требования к расчету авансового платежа по договору, составлению акта сверки по результатам выполненных работ;
– пересмотрен раздел IV формы типового договора, которым устанавливается порядок оказания услуг;
– установлено требование о передаче договора и приложений к нему посредством их направления через федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
– пересмотрены приложения NN 1, 2, 4, 5 к типовому договору.
Кроме того, согласно Изменениям, теперь к договору необходимо приложить сведения о планируемых местах накопления, коде и наименовании, массе и периодичности передачи отходов.
Напоминаем, что заключить договор с федеральным оператором по обращению с отходами I, II классов опасности должны хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и у которых нет в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности (п.1 ст.14_4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”).
Ознакомившись с нормативным правовым актом, вы будете знать об изменениях законодательства. Данная информация поможет вам сэкономить время при заключении договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

27.03.23

Минприроды опубликовало разъяснения по вопросу учета стороннего автотранспорта при проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871 утвержден порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок N 871).
В соответствии с положениями Порядка N 871 при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (далее - ИЗАВ), устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных и передвижных ИЗАВ, постоянно или временно эксплуатируемых (функционирующих) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВОС).
Так, согласно пункту 5 Порядка N 871 при проведении инвентаризации выбросов учитываются в том числе передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВОС, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте. Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ. В случае если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВОС как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.